Концептуальная музыка

Концептуальная музыка: инновации и искусство маркетинга




Музыка – это не только pop, rock, hip-hopelectro, instrumental или jazz. Об откровенно немассовых музыку, новые технологии, интернет-маркетинг и операционные центры музыкального бизнеса.

В середине 80-х годов прошлого столетия в музыкальной индустрии наблюдался бум «новой музыки», что стало возможным через развитие аналоговых электронных технологий. Становление новых музыкальных жанров, как то neoclassics, new age, fusion и многих других, «оживило» инструментальную музыку, предоставило ей новое звучание и нового дыхания. Этот же факт стал толчком к возникновению и чисто электронных музыкальных стилей, где живые инструменты часто отсутствовали вообще.

В середине 90-х годов произошел сумасшедший прогресс в развитии программного обеспечения, массовых коммуникаций – это привело к расцвету радикально новых идей в музыке. Инновационные технологии обусловили эволюционные преобразования, как следствие, музыка «електронизувалася» и стала цифровой. CD-диски, жесткие диски, а впоследствии и flash-память полностью вытеснили пленочные кассеты. Технологически музыка превратилась в результат обработки сигналов, представленных в цифровой форме. Электронная экспансия распространилась на все музыкальные стили и институты: в конце 90-х даже в консерваториях появляется академическая электроакустическая музыка.

Началом взрыва электронной музыки, которая вскоре стала массовой, связывают с dub, techno, trance и house. Эта музыка до сих пор остается серьезной ориентирами для мировых диск-жокеев. Состоялась невиданная революция, очень быстрая и безвозвратная – на технологическом уровне электронная музыка переместилась с нишевого сегмента к массовой музыки. Оказавшись рядом с роком, джазом и классикой, синтетическая электроника 80-90-х годов быстро разветвляется на различные стили.

Готорячы языком бизнеса, электроника установила для индустрии свои стандарты и пошла в массы. Но теперь стало нишей? Куда переместились нишевые рынки? В эпоху глобальной массовости музыки родилась совершенно новая музыка, совершенно не похожа на предыдущую по идее, формой и звуковым наполнением. Такая музыка получила название концептуальной (conceptual music), а затем и вообще экспериментальной (experimental music).

Концептуальная музыка – это не просто выход за рамки привычной модели «куплет-припев». Это полное переосмысление формы и сути к этому называли музыкой. Название «экспериментальная музыка» имеет несколько иной смысл – в основе лежит не сформирован концепт, а стремление экспериментировать, импровизировать, не зная, а, скорее, чувствуя финальный результат. Экспериментальная музыка стремится найти новые музыкальные формы и новое звучание, соединить то, что раньше казалось несовместимы. Стремление эксперимента – это постоянный поиск, желание инноваций, а также четкая цель расширить рамки того, что обычно называют музыкой.

Музыканты-экспериментаторы часто прибегают к радикальному звукового дизайна, используя откровенно немелодичные звуковые структуры: ломаный ритм, цифровой шум или диктофонные записи. Такая музыка может шокировать рядового слушателя одним лишь фактом своего существования, но и она имеет своих идейных ценителей.

Новые концепты – новые технологии
Авангардист и революционер в новых техниках игры на музыкальных инструментах Джон Кейдж утверждал, что «музыка – это все то, что я слышу». Даже расположение музыкального инструмента в разных частях помещения в результате давало, например, совершенно разное звучание клавишных, ведь менялась камерность – звук мог совершенно по-разному отражаться от поверхностей.

Дадаизм против авангардизма: Марсель Дюшан и Джон Кейдж играют в шахматы на электронной звуковой доске. Перформанс “Воссоединение”, 1968.

Композиторы Элвин Лусьер (Alvin Lucier), Пьер Шаффер (Pierre Schaeffer), Ричард Тайтельбаум (Richard Teitelbaum) и Дэвид Розенбум (David Rosenboom) были пионерами в развитии биомузикы. Считывание информации происходило прямо из извилин головного мозга человека, полученная информация превращалась в звуковой сигнал с помощью энцефалографа.

Изобретатель стиля ambient (от англ. Ambient – окружение) Брайан Ино (Brian Eno) был одним из первых, кто использовал звуки окружающей среды в композициях: «Шум улицы, голоса людей, шарканье ног на асфальте, пение птиц в лесу – все это разная и уникальная музыка, настолько сложно организованная, трудно и представить ». Кстати, именно он является автором знакомых всем нам звуков, сопровождающих работу операционной системы Windows.

Изобретатель стиля noise (от англ. Noise – шум) и автор проекта Merzbow Масами Акита начал использовать массированные искажения звука, радиошумы и скрежет металла, многие воспринимают как «аудиотерор». Через странную и очень громкую эстетику, порожденную японским индустриальным обществом конца 20 века, музыка Масами воспроизводит агонию и страдания, таким образом пытаясь привлечь внимание людей к экологическим проблемам и необходимости защиты животных.

Продюсеры экспериментальной музыки тяготеют к новым способам ее создания. Нидерландский музыкант Герт Яан Принс (Gert Jan Prins) добывает звук из самодельных аналоговых устройств и устройств, которые не созданы для музицирования (например, «играет» на телевизоре). Телевизор соединен с контроллером и сэмплер; входной сигнал изменяется с помощью аудиофильтры, создавая ритмические структуры. Это – коллажное искусство в режиме real time. По схожей схеме со звуком работает японский продюсер Аки Онда (Aki Onda), однако он использует пленочные кассетные плееры, объединены в звуковое круг, где все звуки взаимодействуют между собой.

Такая музыка – это аудиосигнал, которым можно управлять в реальном времени с помощью аналоговых устройств и программного обеспечения. Устройства создают звуковые эффекты – эхо, реверберацию, различные искажения звуковой волны и т.д.. Теперь музыкант становится архитектором или дизайнером. Ему вовсе не обязательно знать ноты, ведь ему прежде всего надо понять, как управлять электронным стерео-сигналом, как именно изменяется звук и какие манипуляции к этому приводят.

В начале 2000-х годов в музыкальной прессе появляется аббревиатура DSP (digital signal processing) или (digital sound processing). Синонимом этой аббревиатуры буквально название – «манипулятивная электроника», т.е. звуковой канал, который базируется на манипуляциях с сэмплами (музыкальными единицами, из которых «складывается» звук). Это музыка, принадлежащий к экспериментальным и авангардных течений в искусстве, где сам концепт, идея могут откровенно превалировать над формой (звуком). В манипулятивной музыке важна не только идея конструирования звука, но и эстетика «вмешательства» в процессы, происходящие как бы сами собой. Процессы алгоритмизированы, при этом музыкант только влияет на отдельные элементы звукового потока, которые, в свою очередь, взаимодействуют между собой. Результаты такой работы большей частью базируются на экспериментах с высокими частотами. Кроме того, композиторы работают в студиях и лабораториях над изобретением новых звуковых форм, в чем им помогают междисциплинарные исследования с основательным привлечением физики, математики и других наук. Путь к развитию инновационной музыки и аудиотехнологий обязательно пролегает через R & D-подход.

«Environmental» – так называется концепт, основанный на полевых аудиозаписях. Звук записывается через микрофоны на пленку или цифровой носитель, после чего начинается основательный процесс обработки. Фактически такая музыка воспроизведенным средой, аудиоландшафтом – достигается реальное «звучание» экваториального леса, водопада, горных массивов и т.п.. Слушая оригинальные записи природных сред, слушатель будто перемещается в пространстве, оказываясь в латиноамериканской сельве или скандинавской тундре. Это экологический шум, который используют исследователи для изучения биосферы (в частности, бразилец Тельмо Кристов (Thelmo Cristovam) или аргентинец Франциско Лопез (Franсisco Lopez). Таким образом можно, например, оценить популяцию отдельных видов насекомых – интенсивность звука и его резонирование указывают на приблизительное число особей в колонии. Подобные исследования уже много лет проводят в Амазонии в рамках межправительственных экологических программ.

Для Thelmo Cristovam озеро Мамору в Амазонии – одно из любимых мест для записи аудиоландшафтив.

Феномен интернет-лейблов
Разумеется, возникновение новых перспективных музыкальных ниш и специализированных лейблов в 1990-2000-х годах потребовало нового обслуживания с маркетинговой точки зрения.

Операционными центрами музыкального бизнеса является лейблы (от англ. Label – этикетка). Успешный лейбл – это тот, о котором регулярно пишут в обзорах прессы, на интернет-ресурсах, его имя знают музыкальные фаны – ведь название лейбла ассоциируется с музыкантами и музыкальными проектами, которые его представляют, – резидентами лейблов. Это достаточно известная платформа со сложившейся музыкальной традицией. Современные коммерческие лейблы делятся на две категории: мейджоры (от англ. Major – главный) и инди-лейблы (от англ. Indie, independent – независимый). Мейджоры является гигантами музыкальной индустрии, обладающие большими капиталами (например, Universal). В инди-лейблов грошообиг в сотни или тысячи раз меньше – в основном это лейблы, ориентированные на отдельные жанровые направления, а потому пропорционально узкой есть и их аудитория.

Деятельность лейбла как коммерческого предприятия связана со многими рисками: затраты на дизайн, изготовление продукции и промоушн часто поднимают точку безубыточности слишком высоко, то есть материал могут не купить в том количестве, в котором его изготовили. Разовый тираж инди-лейбла обычно составляет не более 3000 дисков. Также существует угроза стать «старомодным», до конца не поняв потребностей слушателей и избавившись большого количества клиентов через изменение их стилистических предпочтений. Именно поэтому в большинстве лейблов является PR-менеджеры, занимающиеся мониторингом – посещают концерты и живые выступления, тщательно следят за действиями конкурентов, влияя на принятие финальных решений (выдавать или не выдавать материал). Лейблы «охотятся» на молодых музыкантов, ведь вовремя разглядеть перспективного артиста – значит обеспечить продажи в будущем, а следовательно, вернуть затраченные средства и запланировать расходы на новые релизы.

Примерами действительно успешных инди-лейблов, которые далеко отодвинули стилистические горизонты электронной музыки, является Warp Records, Basic Channel, Staalplaat Soundsystem, Ninja Tune, Zeromoon и ряд других. Сейчас они – скорее, легенды, «ветераны», чем диктаторы инновационных музыкальных идей на рынке. Однако далеко не все музыкальные лейблы имеют достаточно денег на изготовление и раскрутку своей музыки, особенно такого специфического и немассового продукта, как экспериментальная музыка. Поэтому именно в это время в интернет-пространстве появился такой интересный феномен, как интернет-лейбл (net-label, digital label).

Интернет-лейбл – это ярко выраженный продукт маркетинговой эпохи. Он брендированной интернет-страницей, на которой можно найти информацию о лейбл, артистов, выбранные упоминания о них в музыкальных смотрах и, собственно, саму музыку. Понимая, что сетевые каналы коммуникации начали резко наращивать мощности, много продюсеров отказались от стратегии прямого инвестирования непосредственно в конкретный продукт. Теперь вместо того, чтобы просто производить диски и продавать их, продюсеры инвестируют небольшую сумму в интернет-лейбл и именно так «покупают внимание» меломанов, позволяя им легально загружать свой продукт бесплатно. Каким бы странным ни казался этот факт, но за ним стоит очень прогрессивная бизнес-модель. Парадокс этой модели заключается в скорости распространения музыки и в ее общей доступности.

Представим, например, что какой-то инди-лейбл выпускает пластинку тиражом в 2 000 экземпляров и продает этот продукт в многочисленных музыкальных магазинах, а небольшая часть тиража (скажем, 500 шт.) Доступна для продажи в интернете. Этот факт влияет на популярность исполнителя, ведь часто у него мало шансов быть услышанным за пределами собственного города, а тем более – за рубежом. Прямые интернет-продажи малоэффективны, поскольку артист не достаточно известным. Наконец продукт не выдерживает конкуренции с продукцией лейблов-мейджоров, которая стоит те же деньги, но более известной и раскрученной. Следовательно, ресурсы на производство и распространение дисков потрачено, но каналы дистрибуции не эффективны. Как следствие, тираж остается в магазинах, показатель его узнаваемости не слишком высок, а финансовый эффект откровенно сомнительный.

Главная идея интернет-лейбла заключается в том, что вместо принятия решения о покупке музыки клиент может, не рискуя ничем, получить ее бесплатно. Теперь меломан может скачать с официального сайта все альбомы в разных аудиоформатах, прослушать их и удалить те, которые ему не понравились – такая непринужденность коммуникации изрядно привлекает потребителя. Интернет-лейблы продают не диски, а буквально собственную репутацию. Но как зарабатываются деньги? После этого сторонники уже раскрученных имен и брендов приходят на концерты лейбла: живые выступления артистов, аудиовизуальные шоу и т.д.. Слушатели платят деньги за вход в клубы и на фестивале, раскупают лимитированные тиражи компиляций лейбла и альбомов отдельных исполнителей, отдельные радистанции покупают лицензии на транслирование и т.д. С помощью интернета музыканты становятся известными далеко за пределами локальных тусовок. Они гастролируют за рубежом и даже объединяются в международные перфекционистские группы для дальнейших выступлений и исследований.

Некоторые лейблы используют достаточно интересные способы коммуникации и позиционирования. Так, японский лейбл концептуальной музыки “. ∞.», Которым руководят Хайташи Тана и Мацусита коде, для маркетинговых нужд избрал другую стратегию – «прятаться». О нем почти никогда не упоминают в своих обзорах музыкальные журналы, название лейбла даже не индексирует Google. При этом авторы ревностно следят за тем, чтобы не быть особенно заметными в открытых сетях и оставаться в андеграунде. Как ни странно, этого хотят и потребители. Тана и коде самостоятельно управляют почтовыми посылками, отсылая клиентам CD-и DVD-диски после того, как те приобрели продукт с помощью электронного денежного перевода. Странности и противоречивость успеха этого маленького нишевого лейбла заключается в том, что это все же открыта сообщество по интересам, участие в которой разрешена только с одобрения ее действительных членов, коммуникация с ее участниками ведется под сконструированным грифом секретности – через интернет или по почте. В результате у слушателей возникает ощущение принадлежности к чему-то уникального, тайного, недоступного другим – а это и дополнительная стоимость, и удивительно удачная точка дифференциации. Как утверждает немецкий журнал «Cinebeats», постоянными заказчиками продукции “. ∞.» Есть много преданных слушателей из разных уголков планеты, которые покупают каждый новый релиз. Их количество быстро растет.

Способ продвижения музыки на рынок и «упаковка идеи» уже давно стали не менее важными, чем качество самого продукта. Сейчас можно сказать, что возникновение экспериментальной музыки не стало неудачной идеей, этакой эволюционной музыкальной ошибкой, а наоборот, привило интерес к технологическим инновациям и концептуального мышления у потребителей.

Аудиовизуальные технологии и новейшие исследования подтверждают, что мы знаем о звуке и его восприятие человеком далеко не все. И все же первоочередной маркетинговым задачам продюсеров концептуальной музыки было не просто создание новых ниш, а утверждение понимание, что за музыкой может стоять нечто гораздо большее, чем просто аудиосигнал.



Особенности музиндустрии в России


Главная страница tvarit.ru | Лучшие диджеи | Клубные клипы | Лучшие клубные треки | Лучшие рэперы | Клипы рэперов | Лучшие рок-группы | Легендарные вокалисты | Лучшие дудукисты | Новые клипы | Инструментальная музыка | Детские песни, минусовки | Русские минусовки | Иностранные минусовки | Скрипичные минусовки | Минусовки саксофон | Знаки зодиака | Музыка для автомобиля

Вам также может понравиться...

Оставить комментарий

78 Запросов за 1.213 cекунд.